"Серой мышкой" в этой астральной кампании была Ирис. Действительно, в сновидной реальности образы Эльзы и Тэрии были отчетливыми, яркими, как бы светящимися изнутри. "Картинка" Ирис была сероватой, полутоновой, с приглушенными цветами. Ирис казалась каким-то блеклым и размытым фантомом, было такое ощущение, что ее изображение постоянно подрагивает и расплывается, словно в мареве горячего воздуха. Ее лицо было словно занавешено то ли редкими волосами, то ли какой-то легкой вуалью. Тем не менее, этот флер не давал никакой возможности четко разглядеть черты ее лица. Само лицо - было, но оно постоянно плавилось, изменяя свои черты с пугающей непредсказуемостью.
В обычной жизни Ирис была отнюдь не безликим существом, а читать дальше
Характер у Ирис был необычайно легкий - болтушка-хохотушка, улыбчивая, легкомысленная и общительная. В сущности, она была большим ребенком - слегка избалованным и очень непосредственным. Яркая, притягивающая к себе всеобщее внимание... Вокруг нее постоянно вились толпы самых разных поклонников (мальчики-мажоры, полукриминальные "цеховики", парочка спортсменов с большими званиями, какие-то торгаши "со связями", несколько партийных карьеристов, видимо, желавших заполучить себе в родственники папочку Ирис, был даже один пожилой композитор, заслуженный деятель культуры СССР, который искренне считал Ирис своей ненаглядной музой и, кстати, даже подарил ей фамильный кулон с дорогущим сапфиром). Вообще, складывалось такое впечатление, что Ирис лично знакома чуть ли не с половиной взрослого мужского населения города Питера (а уж ее то, казалось, знают все 100% этого самого населения
).
Что характерно, такие "тепличные" условия жизни (деньги, слава, высокое качество жизни, близость к власти и т.п.) практически не испортили Ирис. В ней не было хамского или снисходительного высокомерия к тем, кто "не из нашего круга". В ней не было синдрома "генеральской жены", когда все окружающие рассматриваются как прислуга, которая по первому свистку должна на полусогнутых бросаться выполнять волю хозяйки. Ирис была чистым и наивным человеком. Ее нравственность была нравственностью ребенка, которого хорошо воспитали родители, привив ему правильные ценности и понятия, и который пытается в своей жизни поступать только на основании этих "азбучных истин", не понимая, что реальная жизнь гораздо трагичнее и сложнее, что в ней есть обман, предательство, компромиссы...
Надо ли говорить, что имея такую притягательную внешность, такое количество разномастных поклонников и такое невинное и наивное отношение к жизни, Ирис имела уникальный талант влипать в самые странные (экзотические!) и неприятные истории, иногда с явным чернушно-криминальным оттенком.
Вот образчик подобной истории (мой краткий пересказ со слов Ирис): знакомство с очередными симпатичными мальчиками-мажорами, они на серьезных тачках и умеют красиво ухаживать; они зовут Ирис и ее мирских подружек (тоже модельки) отдохнуть где-то на природе, съездить на охоту; уезжают на неделю куда-то далеко в Карелию, в глушь, живут вшестером (3 парня, 3 девушки) в глухом лесу в охотничьей избушке; поначалу все отлично - купаются в чистейшем озере, мальчики подстрелили лосиху и жарили вкуснейшие шашлыки, пили вино и т.д. и т.п.; потом вдруг оказывается, что двое парней из компании - наркоманы, нюхнув кокса, они пытаются изнасиловать Ирис; за Ирис заступается "ее" парень, и те двое жестоко избивают его, несколько раз ударив ножом, не перевязав, связывают его, истекающего кровью, и угрожают добить потом; Ирис в это время убегает в лес и прячется неподалеку от избушки почти двое суток (улыбаясь, говорит, что от укусов комаров и мошки тогда распухла и потолстела в два раза); в течение этих двух суток они продолжают пить, нюхать кокс, избивать и трахать подружек Ирис, периодически вспоминая о ней, хватая ружья и устраивая охотничьи вылазки, пытаясь отыскать ее ("я каждый раз просто убегала от них, а они даже раза два стреляли вслед; если бы они были не такие пьяные, наверное, застрелили бы меня" ).
Неизвестно, чем это все закончилось бы, но далее история принимает совсем непредсказуемый оборот... По совершенно роковому стечению обстоятельств в данных местах проходили тренировки какого-то спецподразделения (видимо, КГБшного). Есть у них такая фишка - заброска на территорию собственной же страны группы, которой нужно скрытно совершить довольно серьезный марш-бросок и выполнить РЕАЛЬНОЕ задание (например, диверсию). Замечу, что операция эта БОЕВАЯ - т.е. НИКТО об этом не знает и не должен узнать. Представьте, например, что вы сталкиваетесь в лесу с группой, предположим, американских диверсантов, которые движутся к ближайшей АЭС, чтобы ее взорвать... Что они сделают, столкнувшись с вами? Правильно, постараются быстро и тихо зачистить лишнего свидетеля, а тело спрятать таким образом, чтобы его никогда и нигде не нашли бы. Может я кому-то открою глаза на какие-то шокирующие вещи, но наш спецназ даже на территории собственной страны в подобных ситуациях ну ничем не отличается от американского спецназа на территории нашей же страны...
Все получилось очень нелепо - во время очередных "вылазок", пытаясь поймать Ирис, один из парней выстрелил наугад в ее вроде бы промелькнувший в лесу силуэт, и случайно зацепил картечью человека в камуфляже, скрытно наблюдающего за избушкой. Не было бы этого рокового выстрела - скорее всего, не было бы вообще ничего. Группа просто бы аккуратно просочилась мимо избушки и двинулась бы дальше выполнять свои задачи. Но после этого выстрела они решили, что их обнаружили... Короче, быстро и эффективно вырезали всех... кроме Ирис. Ее схватили в лесу неподалеку, допросили, поделились сухпаем, и через трое суток полушага-полубега через лес вывели на шоссе и оставили ее там, велев никому ничего не рассказывать... Ирис, впрочем, никому ничего и не рассказывала - кроме нас, "своих" ; официальная версия была - заблудилась, случайно вышла на дорогу, что произошло там - понятия не имеет!
То, что Ирис выжила в подобной ситуации - было просто чудом, но подобные "чудеса" случались с ней регулярно. И случались они не случайно, а исключительно благодаря ее магическим способностям. Ирис была зеркалом, волшебным зеркалом, умеющим отражать самую суть другого человека, его потаенные духовные "внутренности". Ее магия носила исключительно коммуникативный характер - проявляясь только во взаимодействии с другими людьми, точнее, в общении с конкретным человеком, на котором было сфокусировано ее внимание. Ирис в магически-буквальном смысле слова воплощала слова Гребенщикова: "Ты - как вода, ты всегда повторяешь форму того, с кем ты".
Ирис "зеркалила" другого человека, отвечая на его вопросы его же мыслями, давая всегда те самые так ожидаемые собеседником "правильные ответы" (хотя объясняется все гораздо проще: на самом деле задающий вопрос всегда УЖЕ ЗНАЕТ ответ на него И этот факт, давно известный магам, даже научно доказан в современной лингвистической/аналитической философии ). Если она говорила что-то о каком-либо событии окружающего мира, то ее слова точь-в-точь совпадали с мнением собеседника об этом самом событии. Причем, даже если человек сам еще толком не сформулировал это мнение в четком и развернутом высказывании - Ирис "угадывала" именно это мнение, и именно в самой точной его формулировке. При таком "единомыслии" Ирис очень быстро становилась в глазах любого собеседника тем самым единственным и неповторимым человеком, который "понимает все с полуслова", который "родственная душа", которому можно доверять, как самому себе.
Ирис с легкостью "зеркалила" прошлое человека. Абсолютно ничего не зная на уровне точных фактов из биографии собеседника, она, тем не менее, с пугающей детализированностью, могла угадать (именно "угадать"! Ирис всегда говорила: "Я не уверена, но я чувствую, что было что-то подобное") какие-то события многолетней давности. Самым интересным в этой "угадайке" были детали: некоторые ситуации из чужого прошлого Ирис описывала так подробно, словно сама была соучастницей этого события. Например, Ирис запросто "вычислила", что меня в детстве сильно покусала собака, и что с той поры я немного побаиваюсь собак. После чего, она уточнила, что собака, скорее всего, была не одна, что их было несколько, и что одна из них была облезлая болонка в красном ошейнике.
На самом деле, когда мне было лет шесть меня серьезно погрызла стая бродячих собак Дело было за городом, на даче; я играл в войнушку, размахивая палкой, словно саблей, рубая крапиву и лопухи. При этом не заметил пробегавших мимо (трава была высокая) собак, которым, видимо, не понравилось, что я размахиваю палкой. На спину прыгнула здоровая дворняга, свалив меня лицом в крапиву, а дальше уже набросилась вся стая... Я сжался в клубок, закрывая руками голову и шею, а они грызли меня минут 20 (дело было в стороне от жилых домиков, на опушке леса), пока на шум не прибежал кто-то из соседей, и не отогнал собак. Потом мне наложили около трех десятков швов на руки, ноги, голову, а шок от произошедшего был настолько сильный, что я почти совсем забыл об этом случае (если бы не швы, некоторые из которых видны до сих пор, то, наверное, забыл бы совсем). Что характерно - какие были собаки, сколько их было - я совершенно не помнил; а вот после фразы Ирис об облезлой болонке в красном ошейнике все вспомнилось очень отчетливо, в том числе и эта самая болонка. Несчастная грязная собачонка, видимо, отбившаяся от хозяев, была единственной, которая ни разу не укусила меня - она просто крутилась рядом и тявкала, скорее жалобно, чем агрессивно...
Нетрудно догадаться, что от всевидящего зеркала не ускользало и будущее собеседника. Каждый из нас носит в себе пространство возможных вариантов собственного будущего, эдакий стохастический веер... Что интересно, внутренние субъективные вероятности - вещь крайне нестабильная и динамичная, как-то зафиксировать и просчитать их практически невозможно. Т.е. выбрать из всех возможных вариантов жизненного пути человека в будущем (отдаленном!) наиболее вероятный - непосильная задача ни для самого человека, ни для современной науки. А вот для Ирис решить подобную задачку - что семку щелкнуть Во всяком случае, все известные мне прогнозы Ирис относительно общих знакомых сбылись...
И теперь самое главное: будучи идеальным зеркалом, сама Ирис фактически была Пустотой, Человеком-без-свойств, Бездной. У каждого из нас есть некая социальная маска: при встрече с другим человеком мы все улыбаемся, и говорим "Здравствуйте!", обмениваемся еще какими-то ничего не означающими репликами. Это все ни о чем - это просто как опознавательный знак "я член общества, я такое же социальное существо, как и вы". Можно обсуждать какие-то деловые вопросы, например, погоду за окном, курс доллара, книгу автора N... И это тоже ни о чем - потому что это внешняя информация, а не наш внутренний мир. Пожалуй, подлинное человеческое общение начинается тогда, когда мы обсуждаем (только с теми, кому глубоко доверяем!) наши собственные мысли и чувства, наше восприятие мира, отношение к себе и другим людям. Это живое общение, где есть индивидуальная позиция самого человека, тот субъективный смысл, который именно он привносит в мир. Подлинное общение - там, где есть наше "Я", наша уникальная индивидуальность. Что касается Ирис, то она вся состояла, если можно так выразиться, из одной большой социальной маски (хотя и общение на какие-то светско-информационные темы "ни о чем" получалось у нее блестяще).
У Ирис не было "Я". Понимаю, что это утверждение звучит, как эпиграф к фильму ужасов... Поэтому уточню: ее настоящее "Я" было неизвестно и недоступно никому. Даже на прямые вопросы о том, что именно она чувствует/думает Ирис всегда отвечала обтекаемо, "в общем", тонко двусмысленно или грубо неопределенно (в стиле "казнить нельзя помиловать" ). Заметить эти мастерские уходы от прямых ответов на прямо поставленные вопросы можно было только со стороны (и то - только опытному наблюдателю, хорошо знающему Ирис
), а сам задававший этот вопрос обычно слышал в этом "ответе" именно то, что больше всего и хотел услышать... То есть - снова находил в "ответе" только частичку своего "Я", но никак не часть "Я" Ирис... Кто ты, Ирис? Я до сих пор не знаю...
Возможно, вы спросите: а в чем смысл этой магической способности - быть идеальным зеркалом? Благодаря своему дару Ирис могла менять людей. Причем менять основательно и надолго. Мы ведем себя в соответствии со своими представлениями о самих себе. Если "я умный", то я постараюсь всегда вести себя по-умному; если "я добрый", то мое кредо - совершать добрые дела; а если "я реальный пацан", то само это "почетное звание" подталкивает к соответствующей манере поведения и поступкам... Но проблема в том, что внутренний мир любого человека - сложный и противоречивый, у каждого есть внутри и "я-ангел", и "я-демон". Представьте себе, что вы утром просыпаетесь, идете в ванную комнату, подходите к умывальнику и видите в зеркале страшную-страшную мохнатую рожу, с окровавленными клыками, звериными очами и острыми стальными рогами, и увиденная картинка вызывает у вас чувство глубокой гордости и симпатию. Или наоборот: в отражении что-то мягкое, белое, лучезарное, позитивное - и оно вам до умиления нравится! Этот образ себя мы потом "отыгрываем" в реальной жизни, оправдываем своими делами и поступками. Ирис, во-первых, могла "назеркалить" человеку ЛЮБОЙ образ, созданный из малейшей молекулы его внутреннего "Я", но многократно увеличенной и усиленной до целостной и убедительной картины; во-вторых, "зеркалила" она этот самый образ так мощно, что человек принимал именно его как нечто самое главное в себе, как то, чем он и является "на самом деле". Короче, зеркальцо-то было весьма кривенькое Но к чести Ирис следует сказать, что использовала она эту свою способность исключительно в мирных целях, умудряясь воскрешать "я-ангелов" даже в самых угасших и заблудших душах...
Одна моя знакомая, прочитав эти строки, усмотрела в них противоречие: "Если Ирис так замечательно меняла людей, почему же она вечно влипала в неприятности?". Ответ прост: свою созидательную работу "человеческое зеркало" вершит медленно и только при условии максимальной концентрированности на задаче. У Ирис же всю жизнь было плоховато с концентрацией , за что ее постоянно "пинала" Эльза, пытаясь научить уму-разуму. Была бы она чуть более серьезной и сосредоточенной, то проблем бы с ней не было вообще никаких... А так Ирис все продолжала и продолжала влипать в эти самые неприятности, а "сестренкам" периодически приходилось ее из этих неприятностей вытаскивать...
Несмотря на такую непохожесть, ведьмочки были чрезвычайно сплоченным коллективом, которому могла бы позавидовать любая семья... (ту би континуедъ )