"Серой мышкой" в этой астральной кампании была Ирис. Действительно, в сновидной реальности образы Эльзы и Тэрии были отчетливыми, яркими, как бы светящимися изнутри. "Картинка" Ирис была сероватой, полутоновой, с приглушенными цветами. Ирис казалась каким-то блеклым и размытым фантомом, было такое ощущение, что ее изображение постоянно подрагивает и расплывается, словно в мареве горячего воздуха. Ее лицо было словно занавешено то ли редкими волосами, то ли какой-то легкой вуалью. Тем не менее, этот флер не давал никакой возможности четко разглядеть черты ее лица. Само лицо - было, но оно постоянно плавилось, изменяя свои черты с пугающей непредсказуемостью.


В обычной жизни Ирис была отнюдь не безликим существом, а роскошной красавицей-блондинкой, почти на голову выше меня ростом :) Уже в 15 лет она начала профессионально работать моделью (как тогда называли - манекенщицей :) ). Ирис была из среды "мажоров" (батенька был каким-то большим партийным боссом), одевалась "во все импортное", а продукты покупала исключительно в "Березке" или в специальных столах заказов для парт.работников. Раза 2-3 в год она бывала за границей (что во времена полураспада СССР было вообще чем-то исключительным), то на показах, то просто "здоровье поправить", и не где-нибудь в странах соцлагеря, а во Франции или Швейцарии.


Характер у Ирис был необычайно легкий - болтушка-хохотушка, улыбчивая, легкомысленная и общительная. В сущности, она была большим ребенком - слегка избалованным и очень непосредственным. Яркая, притягивающая к себе всеобщее внимание... Вокруг нее постоянно вились толпы самых разных поклонников (мальчики-мажоры, полукриминальные "цеховики", парочка спортсменов с большими званиями, какие-то торгаши "со связями", несколько партийных карьеристов, видимо, желавших заполучить себе в родственники папочку Ирис, был даже один пожилой композитор, заслуженный деятель культуры СССР, который искренне считал Ирис своей ненаглядной музой :) и, кстати, даже подарил ей фамильный кулон с дорогущим сапфиром). Вообще, складывалось такое впечатление, что Ирис лично знакома чуть ли не с половиной взрослого мужского населения города Питера (а уж ее то, казалось, знают все 100% этого самого населения ;) ).


Что характерно, такие "тепличные" условия жизни (деньги, слава, высокое качество жизни, близость к власти и т.п.) практически не испортили Ирис. В ней не было хамского или снисходительного высокомерия к тем, кто "не из нашего круга". В ней не было синдрома "генеральской жены", когда все окружающие рассматриваются как прислуга, которая по первому свистку должна на полусогнутых бросаться выполнять волю хозяйки. Ирис была чистым и наивным человеком. Ее нравственность была нравственностью ребенка, которого хорошо воспитали родители, привив ему правильные ценности и понятия, и который пытается в своей жизни поступать только на основании этих "азбучных истин", не понимая, что реальная жизнь гораздо трагичнее и сложнее, что в ней есть обман, предательство, компромиссы...


Надо ли говорить, что имея такую притягательную внешность, такое количество разномастных поклонников и такое невинное и наивное отношение к жизни, Ирис имела уникальный талант влипать в самые странные (экзотические!) и неприятные истории, иногда с явным чернушно-криминальным оттенком.


Вот образчик подобной истории (мой краткий пересказ со слов Ирис): знакомство с очередными симпатичными мальчиками-мажорами, они на серьезных тачках и умеют красиво ухаживать; они зовут Ирис и ее мирских подружек (тоже модельки) отдохнуть где-то на природе, съездить на охоту; уезжают на неделю куда-то далеко в Карелию, в глушь, живут вшестером (3 парня, 3 девушки) в глухом лесу в охотничьей избушке; поначалу все отлично - купаются в чистейшем озере, мальчики подстрелили лосиху и жарили вкуснейшие шашлыки, пили вино и т.д. и т.п.; потом вдруг оказывается, что двое парней из компании - наркоманы, нюхнув кокса, они пытаются изнасиловать Ирис; за Ирис заступается "ее" парень, и те двое жестоко избивают его, несколько раз ударив ножом, не перевязав, связывают его, истекающего кровью, и угрожают добить потом; Ирис в это время убегает в лес и прячется неподалеку от избушки почти двое суток (улыбаясь, говорит, что от укусов комаров и мошки тогда распухла и потолстела в два раза); в течение этих двух суток они продолжают пить, нюхать кокс, избивать и трахать подружек Ирис, периодически вспоминая о ней, хватая ружья и устраивая охотничьи вылазки, пытаясь отыскать ее ("я каждый раз просто убегала от них, а они даже раза два стреляли вслед; если бы они были не такие пьяные, наверное, застрелили бы меня" ).


Неизвестно, чем это все закончилось бы, но далее история принимает совсем непредсказуемый оборот... По совершенно роковому стечению обстоятельств в данных местах проходили тренировки какого-то спецподразделения (видимо, КГБшного). Есть у них такая фишка - заброска на территорию собственной же страны группы, которой нужно скрытно совершить довольно серьезный марш-бросок и выполнить РЕАЛЬНОЕ задание (например, диверсию). Замечу, что операция эта БОЕВАЯ - т.е. НИКТО об этом не знает и не должен узнать. Представьте, например, что вы сталкиваетесь в лесу с группой, предположим, американских диверсантов, которые движутся к ближайшей АЭС, чтобы ее взорвать... Что они сделают, столкнувшись с вами? Правильно, постараются быстро и тихо зачистить лишнего свидетеля, а тело спрятать таким образом, чтобы его никогда и нигде не нашли бы. Может я кому-то открою глаза на какие-то шокирующие вещи, но наш спецназ даже на территории собственной страны в подобных ситуациях ну ничем не отличается от американского спецназа на территории нашей же страны...


Все получилось очень нелепо - во время очередных "вылазок", пытаясь поймать Ирис, один из парней выстрелил наугад в ее вроде бы промелькнувший в лесу силуэт, и случайно зацепил картечью человека в камуфляже, скрытно наблюдающего за избушкой. Не было бы этого рокового выстрела - скорее всего, не было бы вообще ничего. Группа просто бы аккуратно просочилась мимо избушки и двинулась бы дальше выполнять свои задачи. Но после этого выстрела они решили, что их обнаружили... Короче, быстро и эффективно вырезали всех... кроме Ирис. Ее схватили в лесу неподалеку, допросили, поделились сухпаем, и через трое суток полушага-полубега через лес вывели на шоссе и оставили ее там, велев никому ничего не рассказывать... Ирис, впрочем, никому ничего и не рассказывала - кроме нас, "своих" :) ; официальная версия была - заблудилась, случайно вышла на дорогу, что произошло там - понятия не имеет!


То, что Ирис выжила в подобной ситуации - было просто чудом, но подобные "чудеса" случались с ней регулярно. И случались они не случайно, а исключительно благодаря ее магическим способностям. Ирис была зеркалом, волшебным зеркалом, умеющим отражать самую суть другого человека, его потаенные духовные "внутренности". Ее магия носила исключительно коммуникативный характер - проявляясь только во взаимодействии с другими людьми, точнее, в общении с конкретным человеком, на котором было сфокусировано ее внимание. Ирис в магически-буквальном смысле слова воплощала слова Гребенщикова: "Ты - как вода, ты всегда повторяешь форму того, с кем ты".


Ирис "зеркалила" другого человека, отвечая на его вопросы его же мыслями, давая всегда те самые так ожидаемые собеседником "правильные ответы" (хотя объясняется все гораздо проще: на самом деле задающий вопрос всегда УЖЕ ЗНАЕТ ответ на него :) И этот факт, давно известный магам, даже научно доказан в современной лингвистической/аналитической философии ). Если она говорила что-то о каком-либо событии окружающего мира, то ее слова точь-в-точь совпадали с мнением собеседника об этом самом событии. Причем, даже если человек сам еще толком не сформулировал это мнение в четком и развернутом высказывании - Ирис "угадывала" именно это мнение, и именно в самой точной его формулировке. При таком "единомыслии" Ирис очень быстро становилась в глазах любого собеседника тем самым единственным и неповторимым человеком, который "понимает все с полуслова", который "родственная душа", которому можно доверять, как самому себе.


Ирис с легкостью "зеркалила" прошлое человека. Абсолютно ничего не зная на уровне точных фактов из биографии собеседника, она, тем не менее, с пугающей детализированностью, могла угадать (именно "угадать"! Ирис всегда говорила: "Я не уверена, но я чувствую, что было что-то подобное") какие-то события многолетней давности. Самым интересным в этой "угадайке" были детали: некоторые ситуации из чужого прошлого Ирис описывала так подробно, словно сама была соучастницей этого события. Например, Ирис запросто "вычислила", что меня в детстве сильно покусала собака, и что с той поры я немного побаиваюсь собак. После чего, она уточнила, что собака, скорее всего, была не одна, что их было несколько, и что одна из них была облезлая болонка в красном ошейнике.


На самом деле, когда мне было лет шесть меня серьезно погрызла стая бродячих собак :( Дело было за городом, на даче; я играл в войнушку, размахивая палкой, словно саблей, рубая крапиву и лопухи. При этом не заметил пробегавших мимо (трава была высокая) собак, которым, видимо, не понравилось, что я размахиваю палкой. На спину прыгнула здоровая дворняга, свалив меня лицом в крапиву, а дальше уже набросилась вся стая... Я сжался в клубок, закрывая руками голову и шею, а они грызли меня минут 20 (дело было в стороне от жилых домиков, на опушке леса), пока на шум не прибежал кто-то из соседей, и не отогнал собак. Потом мне наложили около трех десятков швов на руки, ноги, голову, а шок от произошедшего был настолько сильный, что я почти совсем забыл об этом случае (если бы не швы, некоторые из которых видны до сих пор, то, наверное, забыл бы совсем). Что характерно - какие были собаки, сколько их было - я совершенно не помнил; а вот после фразы Ирис об облезлой болонке в красном ошейнике все вспомнилось очень отчетливо, в том числе и эта самая болонка. Несчастная грязная собачонка, видимо, отбившаяся от хозяев, была единственной, которая ни разу не укусила меня - она просто крутилась рядом и тявкала, скорее жалобно, чем агрессивно...


Нетрудно догадаться, что от всевидящего зеркала не ускользало и будущее собеседника. Каждый из нас носит в себе пространство возможных вариантов собственного будущего, эдакий стохастический веер... Что интересно, внутренние субъективные вероятности - вещь крайне нестабильная и динамичная, как-то зафиксировать и просчитать их практически невозможно. Т.е. выбрать из всех возможных вариантов жизненного пути человека в будущем (отдаленном!) наиболее вероятный - непосильная задача ни для самого человека, ни для современной науки. А вот для Ирис решить подобную задачку - что семку щелкнуть :) Во всяком случае, все известные мне прогнозы Ирис относительно общих знакомых сбылись...


И теперь самое главное: будучи идеальным зеркалом, сама Ирис фактически была Пустотой, Человеком-без-свойств, Бездной. У каждого из нас есть некая социальная маска: при встрече с другим человеком мы все улыбаемся, и говорим "Здравствуйте!", обмениваемся еще какими-то ничего не означающими репликами. Это все ни о чем - это просто как опознавательный знак "я член общества, я такое же социальное существо, как и вы". Можно обсуждать какие-то деловые вопросы, например, погоду за окном, курс доллара, книгу автора N... И это тоже ни о чем - потому что это внешняя информация, а не наш внутренний мир. Пожалуй, подлинное человеческое общение начинается тогда, когда мы обсуждаем (только с теми, кому глубоко доверяем!) наши собственные мысли и чувства, наше восприятие мира, отношение к себе и другим людям. Это живое общение, где есть индивидуальная позиция самого человека, тот субъективный смысл, который именно он привносит в мир. Подлинное общение - там, где есть наше "Я", наша уникальная индивидуальность. Что касается Ирис, то она вся состояла, если можно так выразиться, из одной большой социальной маски (хотя и общение на какие-то светско-информационные темы "ни о чем" получалось у нее блестяще).


У Ирис не было "Я". Понимаю, что это утверждение звучит, как эпиграф к фильму ужасов... Поэтому уточню: ее настоящее "Я" было неизвестно и недоступно никому. Даже на прямые вопросы о том, что именно она чувствует/думает Ирис всегда отвечала обтекаемо, "в общем", тонко двусмысленно или грубо неопределенно (в стиле "казнить нельзя помиловать" ;) ). Заметить эти мастерские уходы от прямых ответов на прямо поставленные вопросы можно было только со стороны (и то - только опытному наблюдателю, хорошо знающему Ирис :) ), а сам задававший этот вопрос обычно слышал в этом "ответе" именно то, что больше всего и хотел услышать... То есть - снова находил в "ответе" только частичку своего "Я", но никак не часть "Я" Ирис... Кто ты, Ирис? Я до сих пор не знаю...


Возможно, вы спросите: а в чем смысл этой магической способности - быть идеальным зеркалом? Благодаря своему дару Ирис могла менять людей. Причем менять основательно и надолго. Мы ведем себя в соответствии со своими представлениями о самих себе. Если "я умный", то я постараюсь всегда вести себя по-умному; если "я добрый", то мое кредо - совершать добрые дела; а если "я реальный пацан", то само это "почетное звание" подталкивает к соответствующей манере поведения и поступкам... Но проблема в том, что внутренний мир любого человека - сложный и противоречивый, у каждого есть внутри и "я-ангел", и "я-демон". Представьте себе, что вы утром просыпаетесь, идете в ванную комнату, подходите к умывальнику и видите в зеркале страшную-страшную мохнатую рожу, с окровавленными клыками, звериными очами и острыми стальными рогами, и увиденная картинка вызывает у вас чувство глубокой гордости и симпатию. Или наоборот: в отражении что-то мягкое, белое, лучезарное, позитивное - и оно вам до умиления нравится! Этот образ себя мы потом "отыгрываем" в реальной жизни, оправдываем своими делами и поступками. Ирис, во-первых, могла "назеркалить" человеку ЛЮБОЙ образ, созданный из малейшей молекулы его внутреннего "Я", но многократно увеличенной и усиленной до целостной и убедительной картины; во-вторых, "зеркалила" она этот самый образ так мощно, что человек принимал именно его как нечто самое главное в себе, как то, чем он и является "на самом деле". Короче, зеркальцо-то было весьма кривенькое :) Но к чести Ирис следует сказать, что использовала она эту свою способность исключительно в мирных целях, умудряясь воскрешать "я-ангелов" даже в самых угасших и заблудших душах...


Одна моя знакомая, прочитав эти строки, усмотрела в них противоречие: "Если Ирис так замечательно меняла людей, почему же она вечно влипала в неприятности?". Ответ прост: свою созидательную работу "человеческое зеркало" вершит медленно и только при условии максимальной концентрированности на задаче. У Ирис же всю жизнь было плоховато с концентрацией :) , за что ее постоянно "пинала" Эльза, пытаясь научить уму-разуму. Была бы она чуть более серьезной и сосредоточенной, то проблем бы с ней не было вообще никаких... А так Ирис все продолжала и продолжала влипать в эти самые неприятности, а "сестренкам" периодически приходилось ее из этих неприятностей вытаскивать...


Несмотря на такую непохожесть, ведьмочки были чрезвычайно сплоченным коллективом, которому могла бы позавидовать любая семья... (ту би континуедъ :-D )


@музыка: Анджей Сатори - какие-то волшебные этно-барабаны...

@настроение: сплю...

@темы: если бы я был писателем